Наши Святые

   Священномученик Николай Егорьевский

Безбожные гонения на Церковь 1-й половины ХХ века дали многочисленный сонм новомучеников. Среди них есть и наши земляки. Один из них − священномученик Николай Голышев − был последним настоятелем Никольского храма с. Николо-Крутины до его закрытия в 1938 году. В храме есть витрина, где хранятся личные вещи священника: фотографии, книги, а также записные книжки. Они помогают нам узнать о личности святого до и после принятия сана, понять, каким было его мировоззрение и характер. Читая записные книжки батюшки, сознаешь, что он был необычным человеком и цельной личностью. Его интересовало все: и музыка, и литература, и медицина, и сельское хозяйство. По воспоминаниям внука отца Николая М.М. Голенчика Николай Власович был музыкально одаренным человеком: пел в хоре Белого собора, умел играть на скрипке. По-видимому, он был не просто ординарным певчим, т.к. во время его венчания пел сводный хор из певчих всех храмов города. В одной из записных книжек есть заметка Николая Власовича о том, как он управлял хором за ранней обедней, остались записи о зарплате певчих. Кроме этого он был очень хозяйственным человеком. В его записях сохранились лечебные рецепты от простудных болезней, правила посадки плодовых деревьев, а также способ приготовления сливочного варенья (сгущенки). Отец Николай был любящим отцом и заботливым мужем. Когда его дети и жена болели гриппом, он в течение недели скрупулезно мерил всем температуру утром, в обед и вечером и вписывал свои наблюдения в таблицу. Сохранилась запись о лечении им сына Сережи: он давал ему касторку, делал ванну и содовый компресс.

   Родился будущий священномученик Николай 3 мая 1882 года в селе Губино Бронницкого уезда (сейчас это территория Воскресенского района) Московской губернии в благочестивой семье крестьян Власия и Евдокии Голышевых (об их бедности говорит даже фамилия). Мать рано умерла, и Николай был воспитан старшей сестрой Марией.
Кроме Николая в семье было еще 9 детей, 6 из которых умерли в раннем возрасте. Николай окончил земскую школу и уже в совершеннолетнем возрасте, в 1903 году, поселился в Егорьевске, где устроился работать конторщиком на фабрике Бардыгина. В 1914 году его приняли на работу в городскую управу помощником бухгалтера. В этой должности он проработал до 1917 года, когда устроился работать в Егорьевском финотделе заведующим сметно-кассовым подотделом.
5 ноября 1917 года Николай Голышев женился на Александре Сергеевне Ермолаевой. Во время венчания Николая и Александры в Успенском (Белом) соборе г. Егорьевска пел сводный хор из певчих всех хоров под управлением Константина Дмитриевича Соколова. Венчание совершил священник Василий Романов и диакон Павел.
16 января 1919 года (по н.ст.) у Николая и Александры родилась первая дочь Татьяна, которая умерла в младенческом возрасте. 14 сентября 1920 года (по н.ст.) у них рождается вторая дочь − Вера, а 5 октября 1923 года (по н.ст.) − сын Сергей.
Николай Власович очень любил литературу. Его записная книжка содержит длинный список писателей и поэтов. Среди них Тургенев и Чехов, Гончаров и Аксаков, Тютчев и Достоевский. Рядом с каждым именем указаны даты рождения и смерти. Отец Николай сам сочинял стихи. До нас дошло стихотворение «Нерская», оно содержит размышления о природе, перемежающиеся с мыслями о своей судьбе. Сохранилась тетрадь Николая Власовича с переписанными стихотворениями Н. Некрасова, И. Сурикова, Полежаева и А. Чупрова. Возможно, в молодости Николая Голышев не избежал влияния революционных идей, о чем свидетельствует его интерес к творчеству В.Г. Белинского и записанное им в 1 час ночи 27 июня 1906 года стихотворение «Юноше» революционера-народовольца П. Якубовича:

Если, чувствуя веры священное пламя,
Знаешь ты, что не в силах его погасить
Ни друзья, ни враги, что великое знамя
В битве правой нести для тебя, значит – жить
О, мой брат, не сдавайся трусливо!
Жизнь борьба, а не рабство… Коль есть
Искра жизни − борись! Сбереги горделиво
До конца свою верность святыне и честь!

Выписанные по идейному содержанию стихи говорят о том, что у Николая Власовича была ищущая и жаждущая правды душа. Поэтому, в конце концов, правилом жизни и нравственным ориентиром для Николая стали принципы, изложенные в другом, переписанном им стихотворении А. Чупрова «Совет»:

Коль хочешь жизнь прожить разумно и счастливо
Старайся с ранних лет искать к тому пути.
В богатстве, в почести, в забавах суетливых
Надежных радостей, поверь, нельзя найти
Не нужно забывать: лишь те залоги счастья
Способны верное довольство подарить,
Которых ни людей капризное участье,
Ни злой судьбы игра не могут нас лишить
Уметь любить людей и в радости, и в горе
С участьем дружеским невзгоды их делить,
В привете, в действиях иль в братском разговоре
Уметь всегда себя с другой душою слить, −
Вот новый к счастью ключ…

Время безбожных гонений, ярко высветившее истину и ложь, побудило отца Николая проявить ревность к святыне, верность Богу и Церкви. В 1920 году Николай Власович становится диаконом и до 1929 года служит в Белом соборе. Принимая священный сан, он отказывается от всех материальных благ своего выгодного общественного положения (с 1917-1920 гг. Николай Власович был заведующим сметно-кассовым подотделом Егорьевского финотдела) и выражает готовность к перенесению страданий и гонений со стороны властей.
В Егорьевск любил приезжать известный московский протодиакон Максим Доримедонтович Михайлов, вместе с отцом Николаем они пели и служили. Затем их пути разошлись. В 1929 году Максим Михайлов оставляет диаконское служение и становится оперным певцом в Большом театре. В этом же году диакон Николай Голышев принимает сан священника и становится настоятелем Никольского храма с. Николо-Крутины.
Отец Николай был ревностным христианином. В записной книжке сохранилась запись о том, что в 1930 году он ходил пешком на богомолье в Николо-Радовицкий монастырь. Одна из старейших прихожанок Никольского храма Евдокия Агеева (U2006 г.) рассказывала, что после ночной Пасхальной службы певчие вели ослабевшего отца Николая под руки, т.к. с Великого Четверга и до Светлого Дня батюшка ничего не ел. Будучи девочкой, Евдокия часто ночевала в церковной сторожке, в которой жил отец Николай с семьей. «Выгляну ночью из-за печки, − вспоминала она, − а батюшка молится на коленях и читает Псалтирь».
3 февраля 1931 года священник Николай Голышев был арестован и обвинен в том, что ведет антисоветскую агитацию, организовал вокруг себя группу, которая под его влиянием также ведет антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий советской власти в деревне. В вину священнику, в частности, ставилось то, что он с «9 марта в течение недели ходил по приходу якобы с молебствием, в то время как по церковным правилам в это время никаких хождений с молебствиями не полагалось, результатом чего начался массовый отлив крестьян из колхозов, так в одной только деревне Холмы вышло 40 хозяйств». После ареста священника заключили в Бутырскую тюрьму.
12 февраля, в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (следует отметить, что это Престольный праздник Никольского храма), отец Николай был допрошен.
Сильный характер отца Николая показывает его поведение во время допроса. Не боясь будущих страданий, он говорил: «С политикой советской власти, являющейся властью безбожной, я не согласен… В религиозном вопросе я являюсь противником советской власти». Батюшка отказался подписать протокол описи его имущества, смело заявив, что это есть гонение на него как на священнослужителя.
25 февраля 1931 года Тройка ОГПУ приговорила священника Николая Голышева к пяти годам заключения в концлагерь в Сибирь.
Урал… Река Вишера. Бескрайняя тайга. Среди леса − концлагерь. Среди заключенных в лагере много монахов, священников, епископов. Они стараются держаться вместе, помогают друг другу.
Лагерные будни − тяжелая физическая работа: землекопом, лесорубом, грузчиком. На берегу реки Вишеры огромная груда бревен: здесь разбирали плоты, сплавляемые сверху. Все пространство усеяно заключенными. Одни вручную поднимают огромные бревна с прибывших плотов на высокий берег, другие грузят готовые доски и брусья на баржи. Работали по 9-10 часов, скудное питание, не все выдерживают. Молиться и креститься на виду нельзя, это делается только под одеялом (так вспоминают о Вишерских лагерях бывшие заключенные).
5 лет каторги выдержал отец Николай. Здесь он сильно подорвал свое здоровье. Отбыв наказание, отец Николай вернулся домой и продолжил служить в Никольском Храме.
Батюшка очень любил церковную службу, и порой даже в полном одиночестве совершал богослужения, за что нередко получал упреки даже от своей матушки: «Зачем служить, если в храме никого нет».
«Служить Богу − моя святая обязанность», – отвечал отец Николай. На праздники и во время постов, когда много людей приходило в храм, чтобы исповедоваться и причаститься святых Христовых Тайн, отец Николай подолгу исповедовал прихожан по вечерам после вечернего богослужения, а затем все, пришедшие из дальних деревень могли найти ночлег в церковной сторожке, где жил сам батюшка. «Всех матушка накормит и приютит», – вспоминает одна прихожанка. Отец Николай был очень добрым и бескорыстным человеком. Он сам косил траву одиноким престарелым женщинам. «Бывало, дашь ему рубль, а он его незаметно под скатерку положит», – рассказывает прихожанка. Нестяжательство батюшки вызывало непонимание в семье: в те тяжелые времена они были вынуждены закладывать свои вещи в торгсине.
В конце 1930-х годов власти начали самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь, поставив перед собой цель физического уничтожения духовенства и активных верующих, а также закрытие храмов. В эти годы Никольский храм неоднократно подвергался разбойным нападениям местных безбожников. Отец Николай сам дежурил по ночам около храма и был свидетелем этих бесчинств. Он попытался привлечь к ответственности хулиганов, но безуспешно. Властям не понравились его попытки защитить храм. В ноябре-декабре 1937 года следователи Егорьевского отделения НКВД допросили четырех лжесвидетелей, которые дали необходимые показания против священника Николая Голышева.
В ночь под праздник Богоявления 19 января 1938 года сотрудники НКВД арестовали отца Николая и заключили в тюрьму города Егорьевска. 23 и 25 января отец Николай был допрошен.
– Круг ваших знакомых в Егорьевском районе и других местах Советского Союза? − спросил следователь
– Знакомых у меня, кроме Андрея Ивановича Ясенева, ныне благочинного церквей Егорьевского района, не имеется. С ним я по службе встречался в церкви и у него на квартире.
– Ваше отношение к мероприятиям партии и советской власти?
– К мероприятиям советской власти и партии я отношусь с хорошей стороны.
Таким удивительно мудрым ответом отец Николай не дал повод обвинить его во враждебном отношении к существующей безбожной власти, но в то же время и не одобрил политику гонителей Церкви (не власть он назвал хорошей, а сказал, что он с хорошей стороны относится к ней). Вспоминаются Евангельские слова: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить и не обдумывайте: но что дано будет вам в тот час, то и говорите. Ибо не вы будете говорить, но Дух Святой (Мк. 13, 11).
Особенную ценность представляет записка священномученика Николая, переданная им из тюрьмы в январе 1938 года. В ней батюшка прощается со своей семьей навсегда, т.к. он осознает близость смерти («едва ли уцелею», − пишет он). Весь текст этой записки пронизан молитвой и являет величие духа и стойкость праведника перед лицом смерти. Он просит семью: «Молитесь за меня. Не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за мои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют». Он дает последний завет своей семье: «Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая. Под покровительство святителя Николая я вас отдаю. До гроба любящий вас папочка». В тексте записки нет душевного смятения, себяжеления и лишних переживаний. Она наоборот свидетельствует о мирном духе и высоте покаяния святого мученика.

Христос посреди нас! Здравствуй дорогая Шура и милые детки Верочка и Сереженька! Молю Бога о вашем благополучии. Я ожидаю этапа, до 4-го едва ли уцелею. На допросе был 3 раза: 23-го – один раз, и 25-го — 2 раза. Обвиняюсь по 58 ст. Пункт 10 в том, что я в церкви просил у верующих помощи и клеветал на советскую власть;
2-е — говорил в церкви, чтобы не ходили в колхоз;
3-е — чтобы сплотились за храм и не шли бы за советскую власть.
Все обвинения я отрицал, кроме одного – что просил помощи. Но беда вся в том, что мне не верят, а верят моим предателям, а их много, как говорит следователь.
Хотя следствие, как уверяет следователь, не закончено, но думается, что меня больше вызывать не будут, а отправят в Москву. Сегодня вы были у ворот, но я вас не видел. Как бы хотелось вас увидеть.
Окно нашей камеры против ворот, если стать у столба, противоположного тюремному дому, хорошо видно, самое удобное время – в 2 часа дня, если в этап не угонят, в это время всегда буду смотреть вас. Относительно пищи обо мне не заботьтесь, хлеба дают 600 гр., Обед из двух блюд и чай 3 раза, сахару – 2 пиленных куска, заключенные довольны. Белье тоже дают. Смущают немного сапоги, и то, если разрешат иголки, и те зашью. Забота о вас. У вас ничего нет. Слава Богу, что Верочка получила пенсию. Деньги мне больше не присылайте, а берегите себе, у вас нужды больше. А главное, будьте осторожны, потому что в тюрьме у нас сидят и женщины, и подростки, и старики. Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за мои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют. Простите меня Христа ради. Иметь при себе у нас ничего не разрешается, кроме питания и белья. Деньги отбирают, но мы на них выписываем, что нам потребуется на питание. Я выписал 2 кило черного хлеба и I к. Белого, которые у меня почти целы. Отца Андрея (вероятно, отца благочинного) видел на следствии. Глазами с ним поклонился, и больше ничего.
Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство св. Николая я вас отдаю. До гроба любящий вас папочка.

   17 февраля 1938 года он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.
В этой связи вспоминаются слова преподобного Силуана Афонского: «Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царствия. И все, кто приходит туда, приходит через покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *